Вопрос / Ответ
На мой взгляд, Вам могут быть интересны такие вопросы, как например:
С клиентом заключается договор на установку памятника на определенную сумму. Он вносит аванс сразу, а установка будет в апреле следующего года. Цены на камень и прочее весной изменятся (увеличатся). Как закрепить в договоре момент, что данная цена справедлива только при ценах на камень, не выше определенного уровня, т.е. сумма договора с клиентом индексируется на некоторый коэффициент?
Берите аванс с условием доплаты при передаче имущества - статья 421 ГК РФ. Если Вы у клиента берете все деньги сразу, то впоследствии не будет разумных оснований для повышения цены. Предложите ему заключить договор в апреле.
Статья 709 ГК РФ позволяет в разделе цена договора указывать, что цена приблизительная или твердая. При отсутствии других указаний в договоре подряда цена работы считается твердой.
Цена работы может быть определена путем составления сметы. В случае, когда работа выполняется в соответствии со сметой, составленной подрядчиком, смета приобретает силу и становится частью договора подряда с момента подтверждения ее заказчиком
Первая - обязательная (сертификат подтверждает качество продукции, которая может оказать неблагоприятное влияние на безопасность людей, нанести вред их имуществу или оказать влияние на окружающую среду).
Законодательством установлена номенклатура продукции, которая подлежит обязательной сертификации. (Перечень постоянно обновляется).
В списке товаров, подлежащих обязательной сертификации, перечисленных Вами ритуальных товаров нет.
Вторая - добровольная.
При желании Вы можете предъявить перечисленные товары для добровольной сертификации.
Добровольная сертификация, как альтернатива госрегулирования это:
- упорядочение деятельности предприятия посредством анализа всех процессов;
- обеспечение контроля качества;
- аргумент для привлечения заказчиков, участия в конкурсах и программах развития, в т.ч. получения муниципальных заказов;
- инструмент конкурентной борьбы и создания позитивного имиджа;
- получение предприятием категории.
Для оформления добровольной сертификации необходимо обратиться в местный Росстандарт.
в) содержание в исправном состоянии зданий, инженерного оборудования территории кладбища, ее ограды, дорог, площадок и их ремонт;
г) уход за зелеными насаждениями на всей территории кладбища, их полив и обновление;
е) удаление с могил и вывоз с территории кладбища засохших цветов и венков;
ж) систематическую уборку всей территории кладбища и своевременный вывоз мусора;
к) высокую культуру обслуживания;
л) соблюдение правил пожарной безопасности;
Однако работники специализированной службы по вопросам похоронного дела не наделены правом составлять протоколы об административных правонарушениях за выброс твердых бытовых отходов на контейнерные площадки, отведенные для сбора мусора кладбища. Любой гражданин может написать жалобу (заявление) в комиссию по административным правонарушениям на выброс мусора в неположенном месте для привлечения этих лиц к административной ответственности.
Ответ на вопрос:
Постановление Правительства от 26.12. 1996 г. № 1272 «Об утверждении положения о порядке лицензирования деятельности по оказанию ритуальных услуг» отменено Постановлением Правительства РФ от 08.05.2002 г. № 302. Ст.28 Закона от 12.01.1996 г. «О погребении и похоронном деле» - Лицензирование деятельности по оказанию ритуальных услуг – исключена Законом от 10.01.2003 г. №15-ФЗ.
Для занятия деятельностью по оказанию ритуальных услуг необходимо иметь не патент, а свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Ст 22.1. Закона от 08.08.2001 г. «О государственной регистрации юридических и индивидуальных предпринимателей» предусмотрен порядок государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя. Для получения свидетельства Вам необходимо обратиться в регистрирующий налоговый орган.
В городе предпринимателей, которые занимаются деятельностью по оказанию ритуальных услуг, по закону может быть сколько угодно (в разумных пределах) между, которых будет конкуренция.
Каких либо запретов на количество предпринимателей желающих заниматься ритуальной деятельностью в городе, поселке, муниципальном образовании - нет. Процветать будет тот предприниматель, у которого лучше материально-техническая база, специалисты умеющие работать с людьми, качество обслуживания населения и количество предлагаемых услуг.
Открыть прощальный зал в жилом доме нельзя, так как данная деятельность запрещена пунктом СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения». В СанПине 2.1.2882-11. в указанной норме, говорится, что размещение похоронного бюро, бюро магазинов похоронного обслуживания следует размещать на расстоянии не менее 50 метров до жилой застройки, территории лечебных, детских, спортивно-оздоровительных, культурно-просветительных учреждений и учреждений социального обеспечения населения.
Ответ на вопрос:
Доставка умерших в морг не обязательна только в тех случаях, когда достоверно известна причина смерти и врач скорой помощи или иной врач, пришедший на вызов к умершему, может достоверно подтвердить диагноз и выписать на месте справку о причине смерти, на основании которой могут выдать гербовое свидетельство о смерти.
В Санкт-Петербурге такое не практикуется и к каждому умершему еще дополнительно приглашается работник следственных органов для составления протокола осмотра тела на месте наступления смерти и направления на вскрытие в судебно-медицинскую экспертизу.
Ответ на вопрос:
Обращаем Ваше внимание, что с 01.01.2017 внесены изменения в общероссийские классификаторы оказания бытовых услуг населению.
Перечнем кодов услуг в соответствии с общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.11.2016 № 2496-р, услугам по прокату зала и его оформлению для проведения гражданской панихиды, обряда поминания присвоен код 96.03.12.113. Эта услуга входит в перечень услуг по организации похорон и связанные с этим услуг - код 96.03.
Кроме того необходимо учитывать, что место для открытия, либо строительства зала для проведения гражданской панихиды, должно соответствовать требованиям Градостроительного кодекса РФ, Земельного кодекса РФ, а так же должно быть согласовано с органами местного самоуправления, так как в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения.
Также при определении места расположения зала для проведения гражданской панихиды необходимо руководствоваться СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.06.2011 № 84.
Зал для проведения гражданской панихиды должен иметь необходимое оборудование для проведения церемоний прощания.
Как пример, можно взять необходимую информацию из Рекомендаций о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации МК 11-01.2002, рекомендованных Протоколом Госстроя РФ от 25.12.2001 № 01-НС-22/1, где предложено оборудовать зал проведения гражданской панихиды следующим образом.
Предусматривать: соответственно подготовленную катафалк-тележку для доставки и установки гроба; место для установки крышки гроба; место для установки венков и вазонов; государственные символы: герб России, герб города и т.п. (на стене рядом с катафалком); места для съемных (переносных) религиозных символов; кафедру для выступающих; места для сидения родных и близких (переносные).
Кроме того должны быть предусмотрены: комната для персонала; курительная комната; туалет.
Организатор зала для проведения гражданской панихиды должен иметь необходимые средства для оказания первой медицинской помощи.
Траурное мероприятие должно быть организовано и проведено с учетом исключения пересечения различных траурных процессий.
Ответ на вопрос:
В соответствии с СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» (далее – Санитарные правила), утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.07.2011 № 84, перевозка умерших к месту захоронения осуществляется специализированным транспортом.
Однако, действующими Санитарными правилами допускается использование другого вида автотранспорта для перевозки умерших, за исключением автотранспорта, используемого для перевозки пищевого сырья и продуктов питания.
После перевозки гроба с телом умершего транспорт должен в обязательном порядке подвергаться уборке и дезинфекции дезинфекционными средствами, разрешенными к применению в установленном порядке.
Для осуществления захоронения на территории Российской Федерации тел умерших, доставленных из других государств, необходимо представить документ, подтверждающий отсутствие у умершего особо опасных инфекционных заболеваний и заболеваний неясной этиологии.
В целях предотвращения распространения особо опасных инфекционных заболеваний трупы инфицированных возбудителями особо опасных инфекций и инфекций неясной этиологии (умерших в лечебных организациях или поступивших в патолого-анатомические отделения для вскрытия) направляются на погребение в оцинкованных герметически запаянных гробах непосредственно из патолого-анатомического отделения.
При направлении на погребение трупа, умершего от особо опасных инфекционных заболеваний или от инфекции неясной этиологии, требующих проведения мероприятий по санитарной охране территории, необходимо получить разрешение органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Организации, осуществляющие услуги по доставке «Груза 200», прекрасно осведомлены о требованиях к перевозке такого груза, особенно, если требуются услуги авиаперевозчиков или железнодорожного транспорта, а также осуществляется пересечение государственной границы.
Транспортные компании должны неукоснительно соблюдать требования Санитарных правил, иначе при выявлении нарушений Транспортная инспекция может лишить нарушителя лицензии, а это запрет на осуществление любых грузовых перевозок.
Сообщаем:
Ситуация, которая сложилась в вашем городе, когда практически одна и та же ритуальная организация приезжает вместе с медицинским работником по факту смерти человека, может являться предметом рассмотрения в антимонопольном органе вашего города.
Вы можете обратиться в территориальный орган ФАС России с заявлением и материалами, доказывающими данный факт нарушения антимонопольного законодательства.
При подаче заявлений необходимо соблюдать порядок, установленный ч. 1 ст. 44 Закона № 135-ФЗ и п.п. 3.4 и 3.5 Административного регламента.
Заявление в ФАС может быть подано в двух формах:
в письменной (путем доставки заявителем лично или курьером под расписку, отправки заказным письмом с уведомлением о вручении);
в электронной (путем направления электронного документа, в том числе через портал госуслуг).
Подаваемое в ФАС заявление должно содержать:
ФИО заявителя;
адрес места жительства заявителя (физического лица);
имеющиеся у заявителя сведения о лице, в отношении которого подается заявление;
описание нарушения антимонопольного законодательства;
существо требований, с которыми обращается заявитель;
перечень прилагаемых документов.
К заявлению нужно приложить документы, свидетельствующие о признаках нарушения антимонопольного законодательства. Если таких документов нет, следует указать причину их непредставления, а также предполагаемые лицо или орган, которые могут выдать такие документы (ч. 2 ст. 44 Закона № 135-ФЗ).
На документах необходимо проставление личных подписей заявителя, представляемых на бумаге. Если документы электронные – обязательна электронная подпись заявителя (п.п. 3.7, 3.9 Административного регламента).
Ответ на вопрос:
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – ФЗ-8) исполнителями волеизъявления умершего являются лица, указанные в его волеизъявлении, при их согласии взять на себя обязанность исполнить волеизъявление умершего. В случае отсутствия в волеизъявлении умершего указания на исполнителей волеизъявления, либо в случае их отказа от исполнения волеизъявления умершего, оно осуществляется супругом, близкими родственниками, иными родственниками, либо законным представителем умершего. В случае мотивированного отказа кого-либо из указанных лиц от исполнения волеизъявления умершего оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, либо осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела.
Обращаем Ваше внимание, что положения ФЗ - 8 не несут в себе запрета на захоронение на территории Российской Федерации умерших граждан других государств, равно как и запрета гражданам других государств брать на себя обязанность осуществить на территории Российской Федерации погребение умерших граждан Российской Федерации (на территории бывшего СССР родственные связи сохранились и случаи погребения умерших граждан Российской Федерации родственниками, либо лицами, взявшими на себя обязанность осуществить погребение, гражданами других государств могут иметь место).
Отсюда следует, что ответственным за захоронение на территории Российской Федерации может быть гражданин любого государства.
Ответ на вопрос:
ФАС России своим письмом от 23.03.2007 № АК/3795 дает следующие разъяснения по данному вопросу.
Статья 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребениии похоронном деле» не предусматривает, что субъектный состав участников рынка ритуальных услуг ограничивается созданием специализированных служб, а также не устанавливает, что иные хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели) лишены права заниматься деятельностью по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг.
В статье 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) установлен запрет совершения хозяйствующими субъектами (группой лиц) любых действий, которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, в том числе действий, которые причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам, либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (недобросовестная конкуренция).
Таким образом, действия специализированной организации в отношении конкретных хозяйствующих субъектов, также оказывающих ритуальные услуги, направленные на приобретение необоснованных преимуществ, совершение недобросовестных действий, которые имеют или могут иметь указанные в статье 14 Закона о защите конкуренции последствия, квалифицируются, как несоответствующие требованиям указанной статьи.
Вместе с тем действия (бездействие) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и иных, осуществляющих функции указанных органов, органов или организаций, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рассматриваемом товарном рынке, могут быть квалифицированы, как нарушающие требования статьи 15 Закона о защите конкуренции, а в случае заключения указанными органами соглашений (осуществления согласованных действий) между собой или с хозяйствующими субъектами - как нарушающие требования статьи 16 Закона о защите конкуренции.
Для получения исчерпывающего ответа Вы можете обратиться в территориальный орган ФАС России.
Ответ на вопрос
Понятие "инвентаризация мест захоронений" в действующем в Российской Федерации законодательстве по организации похоронного дела не отражено.
Вместе с тем, в соответствии с подпунктом 22 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения городского поселения. Это значит, что нормативные правовые акты, касающиеся организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, отнесены к компетенции Администрации муниципального образования городского поселения.
Инвентаризация мест захоронений на муниципальных кладбищах осуществляется в целях:
- планирования(освоения) территории кладбищ;
- выявления бесхозяйных захоронений;
- сбора информации об установленных на территории кладбищ намогильных сооружениях;
- определения прозрачности деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела, либо организаций, оказывающих ритуальные услуги (захоронение, перезахоронение, установка намогильных сооружений);
- систематизации данных о местах захоронения из различных источников (уточнение данных архива захоронений);
- выявления преступлений и правонарушений, совершенных в сфере похоронного дела.
В целях организации инвентаризации мест захоронений на кладбищах Администрация муниципального образования вашего города может разработать и утвердить Порядок проведения инвентаризации мест захоронений, осуществленных на муниципальных кладбищах (далее – Порядок).
Порядок должен соответствовать требованиям:
Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», а также местного законодательства и нормативных правовых актов
Ответ на вопрос:
Товарный чек (квитанцию), как платежный документ, можно выписывать на одну конкретную услугу.
На самом деле, в процессе подготовки тела умершего к погребению оказывается, как минимум, три-четыре услуги, затем оказываются услуги по транспортировке умершего, по захоронению, а также приобретаются товары ритуального назначения (гроб, одежда, венки и т.д.).
СПОК считает неправомерным выписывание товарного чека на общую сумму для оплаты услуг при подготовке тела к погребению, приобретению товаров ритуального назначения и услуг по погребению.
В соответствии с Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» организации и индивидуальные предприниматели могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам.
Формы бланков строгой отчетности утверждаются Минфином России по обращению заинтересованных органов государственной власти, ЦБ РФ и организаций, объединяющих субъектов предпринимательской деятельности, занятых в определенной сфере услуг.
Организация или индивидуальный предприниматель выставляют потребителю для оплаты счет или квитанцию на бланке строгой отчетности за оказываемые услуги или реализуемый товар.
В бланке строгой отчетности обязательно должны быть отражены наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), а также их стоимость. В случае неисполнения какой-либо услуги, потребитель может требовать возврат денежных средств за неоказанную услугу.
Перечень услуг, относящихся к ритуальным, перечислен в Общероссийском классификаторе услуг населению (ОКУН) ОК 002-93, утвержденном постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 № 163 (дата введения 01.01.2014), в том числе:
услуги по бальзамированию трупа;
услуги по санитарной и косметической обработке трупа;
предпохоронное сохранение тел умерших;
перевозка тела (останков умершего на кладбище (крематорий);
услуги приемщика заказов службы по организации похорон;
услуги организатора ритуала по похоронам;
услуги по захоронению;
услуги крематориев и т.д.
Ответ:
Муниципалитет не может взять в аренду земли у частного собственника под расширение кладбища.
Вы можете ознакомиться со статьями 16 и 17 "Санитарные и экологические требования к размещению мест погребения" в законе «О погребении и похоронном деле» от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ
Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, поэтому все возникающие у вас вопросы Вы должны решать в органах местного самоуправления.
Ответ на вопрос:
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» старыми военными и ранее неизвестными захоронениями считаются захоронения погибших в боевых действиях, проходивших на территории Российской Федерации, а также захоронения жертв массовых репрессий.
Перед проведением любых работ на территориях боевых действий, концентрационных лагерей и возможных захоронений жертв массовых репрессий органы местного самоуправления обязаны провести обследование местности в целях выявления возможных неизвестных захоронений.
При обнаружении старых военных и ранее неизвестных захоронений органы местного самоуправления обязаны обозначить и зарегистрировать места захоронения, а в необходимых случаях организовать перезахоронение останков погибших.
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с п.4 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения соответствующего муниципального района относится, в том числе, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения, а это значит, что организовать перезахоронение обнаруженных останков обязана администрация соответствующего муниципального района.
Осуществить перезахоронение необходимо в соответствии с действующими нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок перезахоронения.
Перезахоронение останков должно быть осуществлено за счет средств муниципального образования соответствующего района.
Ответ на вопрос:
Вы должны иметь предпринимательский статус: юридическое лицо или предприниматель без образования юридического лица (далее – ПБОЮЛ).
Если зарабатываете без регистрации –это незаконное предпринимательство.
Если Вы зарегистрированы как юридическое лицо или ПБОЮЛ и работаете на транспортном средстве, то на Вас распространяется Постановление Правительства Российской Федерацииот 02.04. 2012 № 280 «Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажировавтомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)».
Использование автобуса, приспособленного под автокатафалк, означает и перевозку родственников умершего.
Получить лицензию для осуществления перевозки пассажиров Вы можете в соответствии с административным регламентом предоставления госуслуги по лицензированию деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (утв. Приказом Минтранса России от 29.04.2013 N 144) в Территориальном отделе государственного автодорожного надзора по Ставропольскому краю Министерства Транспорта Управления Ространснадзора по Северо-Кавказскому Федеральному округу (г. Ставрополь, ул. Маршала Жукова, д. 21, телефоны отдела лицензирования автотранспорта: (8652)945863; 945861.
Перечень документов для оформления лицензии на пассажирские перевозки:
Свидетельство о внесении в единый государственный реестр (ОГРН) (нотариальная копия);
Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (ИНН) (нотариальная копия) ; Устав предприятия (нотариальная копия);
Учредительный договор (нотариальная копия);
Если были изменения к учредительным документам – то все эти изменения и свидетельства об изменениях (нотариальные копии);
Банковские реквизиты предприятия;
Фактический адрес предприятия и контактный телефон органа управления, ФИО руководителя и гл. бухгалтера, копия паспорта руководителя;
Паспорт технического (ПТС), свидетельство о регистрации ТС; (копии)
Договор аренды или (если автомобиль не на балансе фирмы) (копии);
Талон прохождения ГТО (копия);
Полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев АТС на автомобиль (копия);
Договор на стоянку (копия);
Договор на ремонт и техническое обслуживание ТС (копия);
Договор на предрейсовый медосмотр (копия);
Удостоверения по Безопасности Дорожного Движения (БДД), профессиональной компетентности – (оригиналы);
Приказ о назначении ответственного за лицензируемый вид деятельности и БДД;
Печать на Лицензии пассажирские перевозки.
В соответствии с Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.07.2011 № 84 «Об утверждении СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» перевозка умерших к месту захоронения осуществляется специализированным транспортом. Допускается использование другого вида автотранспорта для перевозки умерших, за исключением автотранспорта, используемого для перевозки пищевого сырья и продуктов питания.
После перевозки умерших транспорт должен в обязательном порядке подвергаться уборке и дезинфекции дезинфекционными средствами, разрешенными к применению в установленном порядке.
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения, а это значит, что Вам необходимо ознакомиться со всеми нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы оказания ритуальных услуг в части транспортировки умерших.
Ответ:
В соответствии со статьей 5 Федерального Закона 20 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон) действия по достойному отношению к телу умершего должны осуществляться в полном соответствии с волеизъявлением умершего, в том числе, быть погребенным на том или ином месте, по тем или иным обычаям или традициям, рядом с теми или иными ранее умершими, если не возникли обстоятельства, при которых исполнение волеизъявления умершего невозможно, либо иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона - исполнение волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения, рядом с ранее умершими гарантируется при наличии на указанном месте погребения свободного участка земли или могилы ранее умершего близкого родственника либо ранее умершего супруга.
Условия оговоренные в этом пункте ставят возможность исполнения волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте в зависимость от двух обстоятельств:
- наличия свободного участка для захоронения;
- наличия на указанном месте могилы ранее умершего близкого родственника, либо ранее умершего супруга.
К близким родственникам, согласно пункта 3 статьи 5 Закона, относятся дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушка, бабушка.
Следует иметь в виду, что порядок организации захоронений на территории конкретного муниципального образования определяется также местным законодательством, содержащим в себе положения процедурного характера, являющиеся обязательными при исполнении волеизъявления умершего о погребении в конкретном месте, но не противоречащим положениям Закона.
В соответствии со статьей 25 Закона полномочия по организации похоронного дела на местах возложены на органы местного самоуправления, которые должны определить порядок оказания ритуальных услуг и обеспечить организацию работы кладбищ. Сроки работ по уборке и благоустройству кладбищ, в том числе и установочные работы должны быть регламентированы местным законодательством. Необходимо отметить, что установочные работы обычно производятся в теплое время года.
Ответ на вопрос:
В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Федерального Закона 8-ФЗ от 12.01.1996 «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон) погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством Российской Федерации сроки, осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела с согласия указанных органов путем предания земле на определенных для таких случаев участках общественных кладбищ.
Статья 12 Закона распространяет свое действие на следующие случаи:
- погребение умерших, личность которых известна, при отсутствии супруга, близких или иных родственников, законных представителей или иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение;
- погребение умерших, личность которых известна, при невозможности близких или иных родственников, законных представителей осуществить погребение;
- погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел.
Можно выделить основные особенности организации погребения, характерные для каждого из перечисленных случаев:
- погребение осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела в данном муниципальном образовании. Фактически это означает, что погребение умершего осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела на территории того муниципального образования, где он умер, вне зависимости от его постоянного места жительства и (или) причины нахождения на территории другого субъекта РФ (в другом муниципальном образовании);
- услуги, оказываемые специализированной службой по вопросам похоронного дела, ограничены гарантированным перечнем услуг по погребению, который продублирован законодателем в пункте 3 статьи 12 Закона.
К числу дополнительных особенностей организации погребения умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел, относятся:
- организация такого погребения только с согласия органов внутренних дел;
- способ погребения - только путем предания земле в силу буквального толкования пункта 2 статьи;
- место погребения - специально отведенные для погребения данной категории лиц участки общественных кладбищ.
Статья 12 Закона развивает положения о беспрепятственной реализации права каждого человека на достойное отношение к его телу после смерти, погребение в соответствии с гарантированным перечнем услуг.
В соответствии с пунктом 3 статьи 12 Закона стоимость указанных услуг определяется органами местного самоуправления и возмещается в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 9 Закона.
Пункт 3 статьи 9, к которому, в свою очередь, отсылает пункт 3 статьи 12, не содержит указаний на порядок возмещения затрат, понесенных специализированной службой по вопросам похоронного дела при оказании услуг, связанных с организацией погребения граждан, личность которых не была установлена органами внутренних дел. Однако, как следует из сложившейся судебной практики, такие расходы возмещаются за счет средств субъектов РФ - по аналогии с расходами на погребение неработающих и не являющихся пенсионерами умерших, поскольку в отношении умерших, тела (останки) которых являются невостребованными, не может быть установлено, что они являются пенсионерами, работающими или членами семьи работающих граждан.
Гарантии, предоставляемые при погребении умерших, личность которых не установлена, не могут быть ниже уровня аналогичных гарантий, предоставляемых при погребении умерших, неработающих и не являющихся пенсионерами, что позволяет расширительно толковать статьи 9 и 12 Закона.
Этот вывод поддерживается в Постановлении ФАС Уральского округа от 26 сентября 2012 года № Ф09-8618/12 по делу № А50-24724/2011).
В то же время стоимость соответствующих ритуальных услуг определяется органами местного самоуправления и не может быть ограничена размером социального пособия на погребение
Ответ на вопрос:
Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», регулирующим отношения, связанные с погребением умерших, к сожалению, не предусмотрено предоставление услуги по вывозу тел умерших в морг для проведения судебно-медицинской экспертизы, либо патологоанатомического вскрытия на безвозмездной основе, в связи с чем, взимание оплаты указанной услуги правомерно.
Действительно, в данном случае, оплата вывоза тела умершего в морг и из морга на кладбище будет весьма значительной.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Так как услуга по вывозу тела умершего в морг является ритуальной услугой, СПОК предлагает заинтересованным лицам вашего города обратиться в органы местного самоуправления по вопросу организации приема тел умерших на судебно-медицинскую экспертизу или патологоанатомическое вскрытие в морг больницы в вашем городе.
Второй вопрос заключается в следующем. В соответствии с п. 2.5 СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", а также с СанПиН 2.1.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" регламентируют размещение сельских кладбищ на расстоянии 50 м от жилой застройки. Как эти требования согласуются с п. 2 ст. 16 ФЗ №8 от 12.01.96 "О погребении и похоронном деле", а также с п. 10.6 СП 42.13330.2011 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" (расстояние от кладбища до стен жилых домов не менее 300 м)?
Ответ на вопрос:
В соответствии с СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» (далее – СанПин 2.1.2882-11), утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 июня 2011 года № 84, устанавливаются санитарно-эпидемиологические требования к условиям размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения.
В соответствии со статьей 2.2 определены ограничения для размещения территорий кладбищ, статьей 2.3 определены основы для выбора земельного участка для размещения кладбищ, а статьей 2.4 определено, каким требованиям земельный участок под кладбище должен удовлетворять.
В соответствии со статьей 2.5 СанПин 2.1.2882-112.5. кладбища с погребением путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп) размещают на расстоянии:
- от жилых, общественных зданий, спортивно-оздоровительных и санаторно-курортных зон в соответствии с санитарными правилами по санитарно-защитным зонам и санитарной классификации предприятий, сооружений и иных объектов;
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03), утвержденные, постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 года № 74, устанавливают класс опасности объектов требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных объектов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству.
Размеры и границы санитарно-защитной зоны (далее - СЗЗ) определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной.
Санитарная классификация кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения и размеры ориентировочных санитарно-защитных зон для них приведены в главе 7.1.12.«Сооружения санитарно-технические, транспортной инфраструктуры, объекты коммунального назначения, спорта, торговли и оказания услуг», в соответствии с которой СЗЗ объектов похоронного назначения классифицируются по классу опасности:
класс I – СЗЗ- 1000 м. - крематории, при количестве печей более одной;
класс II – СЗЗ - 500 м. - кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью от 20 до 40 га. (Размещение кладбища размером территории более 40 га не допускается);
Крематории без подготовительных и обрядовых процессов с одной однокамерной печью;
класс III – СЗЗ - 300 м.- кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью от 10 до 20 га;
класс IV – СЗЗ - 100 м. - кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью 10 и менее га;
класс V – СЗЗ - 50 м. - закрытые кладбища и мемориальные комплексы, кладбища с погребением после кремации, колумбарии, сельские кладбища.
Таким образом, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 определяет размеры СЗЗ в зависимости от вида погребения и размера объекта.
В соответствии со статьей 3.3. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 границы СЗЗ объекта устанавливаются от границы земельного участка, отведенному под кладбище, здание или сооружение похоронного назначения, оформленного в установленном порядке до ее внешней границы в заданном направлении, т.е. от края участка и на 50, 100, 300 или 500 метров, в зависимости от класса опасности.
Из этого следует, что важнейшим условием существования кладбища, как объекта муниципальной инфраструктуры, является обязательное оформление границ земельного участка, на котором расположено кладбище и его кадастровый учет.
При этом необходимо учитывать то обстоятельство, что в соответствии со схемой территориального планирования муниципального поселения земельный участок под кладбищем, в соответствии градостроительным регламентом, должен соответствовать виду разрешённого использования – быть участком зоны специального назначения - зоной кладбищ и крематориев.
Следовательно, размер СЗЗ определяется от границы земельного участка, отведенного под кладбище, а если территория земельного участка совпадает с границами кладбища, то от ограждения кладбища, а не от того места, где осуществили захоронение.
Расширение кладбища возможно только в том случае, если за границей территории кладбища находится территория земельного участка с аналогичным видом разрешенного использования - земли под кладбища и крематории. Использование под захоронения земельных участков с иным видом разрешенного использования – незаконно.
Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления. Подготовка документов территориального планирования осуществляется на основании планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований (поселений, районов) (при их наличии).
Что касается п. 2 ст. 16 ФЗ № 8 от 12.01.96 «О погребении и похоронном деле», то необходимо учитывать то обстоятельство, что закон был издан в 1996 году и этот пункт ни разу не изменялся.
При определении границ СЗЗ кладбища необходимо руководствоваться положениями Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», который направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, и на основании которого был разработан СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
Под понятием «вновь создаваемые места погребения» в Законе 8-ФЗ от 12.01.1996 подразумеваются новые кладбища, о возможности расширения кладбищ и освоения новых территорий было написано в ответе выше.
Ответ на вопрос:
Согласно Земельному Кодексу земля может быть в государственной собственности, собственности Российской Федерации, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности (но не в собственности администрации) и в частной собственности.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» места погребения могут быть по принадлежности –государственные и муниципальные.
Проект Федерального закона «О похоронном деле в России и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесенный на рассмотрение в Правительство Российской Федерации предусматривает создание частных кладбищ. Проект закона до настоящего времени не рассмотрен и в какой редакции он будет принят никто не знает. В соответствии с действующим законодательством, земли на которых расположены места захоронений (кладбища), не могут быть арендованы и передаваться в частную собственность.
На сегодняшний день необходимо исходить из того, что кладбища могут быть только государственные и муниципальные.
В своем письме Вы пишите, что в одном из районов имеется территория с бесхозным кладбищем
В соответствии с Гражданским Кодексом бесхозной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Кладбище, по-видимому, не бесхозное, а заброшенное – неухоженное в течение длительного периода.
В соответствии с действующим законодательством кладбища, расположенные на территории муниципального образования, должны содержаться муниципалитетом. На земельные участки, занятые под места захоронения, должны быть правоустанавливающие документы. Если нет правоустанавливающих документов, этот участок не внесен в реестр муниципальной собственности муниципального образования. Поскольку нет необходимых документов у Администрации, то они не могут должным образом осуществлять деятельность по организации и содержанию мест захоронения.
Вам необходимо выяснить у Администрации:
1. Есть ли правоустанавливающие документы на земельный участок, на котором расположено «заброшенное» кладбище (справка: для того чтобы сделать правоустанавливающие документы на кладбище, в бюджете города должны быть предусмотрены деньги).
2. Выяснить причину, почему на этом кладбище не осуществляются захоронения. Возможно оно официально, нормативным актом закрыто для захоронений в связи с тем, что оно полностью использовано.
3. При выяснении всех обстоятельств постарайтесь найти точки соприкосновения, которые помогли бы Вам и Администрации решить судьбу заброшенного кладбища.
Ответ на вопрос:
О каких организациях идет речь: государственных, муниципальных или коммерческих? Полагаем, что о коммерческих.
Согласно ч.1 статьи 8 ТК РФ работодатели принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах свой компетенции в соответствии с трудовым законодательством
Локальный нормативный акт (ЛНА) – это внутренний документ организации-работодателя, рассчитанный на неоднократное применение и устанавливающий правила полведения самой организации, свех или отдельных категорий ее работников в части, не урегулированной трудовым законодательством. Частоту и периодичность изменения локальных нормативных актов определяет работодатель.
Штатное расписание является локальным нормативным актом организации, в котором фиксируется в сводном виде сложившееся разделение труда между работниками.
Штатное расписание (количество и должности работников) зависит от параметров:
размеры кладбища и какой основной грунт этого кладбища;
количество захоронений (в гробу или урной) в день, в месяц;
захоронение родных или безродных;
какие виды услуг представляете клиентам и т.д.
Должности в штатном расписании указываете в соответствии с Приказом Минтруда России от 07.05.2015 г. № 278н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области похоронного дела».
Ответ на вопрос:
Согласно п.22 ч.1 ст.14, п.17 ч.1 ст.15, п.23 ч.1 ст16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения всех типов муниципальных образований относится организация оказания ритуальных услуг и содержание мест захоронений.
Обратитесь в Администрацию органа местного самоуправления и попросите дать ответ, почему не убирается территория кладбища, которая находится в его ведении. Если был проведен конкурс на право содержания кладбища, и оно было передано организации, выигравшей конкурс, то ответственность за содержание данного кладбища все равно лежит на органе местного самоуправления, которое должно осуществлять контроль за выполнением содержания мест захоронений.
Закон «О погребении и похоронном деле» от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ и другие нормативно-правовые акты не предусматривают возможности передачи муниципальных, органов местного самоуправления земель кладбищ в хозяйственное ведение, оперативное управление, аренду и т.п.
В настоящее время в соответствии с Законом о погребении места погребения могут быть: государственные или муниципальные.
В проекте закона, направленном на рассмотрение в Правительство Российской Федерации, предусматривается создание частных кладбищ.
Ответ:
В соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению услуги по предоставлению ритуального зала для прощания с умершим (погибшим), а также услуги организатора ритуала по похоронам относятся к ритуальным.
Место для открытия, либо строительства ритуального зала, должно соответствовать требованиям Градостроительного кодекса РФ, Земельного кодекса РФ, а так же должно быть согласовано с органами местного самоуправления, так как в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения.
Кроме того, при определении места расположения ритуального зала необходимо руководствоваться СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования кразмещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.06.2011 № 84.
Необходимо также учитывать требования Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».
Ритуальный зал должен иметь необходимое оборудование для проведения церемоний прощания.
Ответ на вопрос:
Если у Вас есть доказательства того, что организация не разрешает Вам копать могилы на кладбище, то можете с заявлением и этими материалами обратиться в антимонопольный орган вашего города о нарушении антимонопольного законодательства.
Федеральная антимонопольная служба России (далее – ФАС) выпустила документ, разъясняющий некоторые нюансы, которые следует учитывать при подаче в ФАС и ее территориальные органы заявлений о нарушении антимонопольного законодательства.
При подаче заявлений необходимо соблюдать порядок, установленный ч. 1 ст. 44 Закона № 135-ФЗ и п.п. 3.4 и 3.5 Административного регламента заявление в ФАС может быть подано в двух формах:
• в письменной (путем доставки заявителем лично или курьером под расписку, отправки заказным письмом с уведомлением о вручении);
• в электронной (путем направления электронного документа, в том числе через портал госуслуг).
Подаваемое в ФАС заявление должно содержать:
• ФИО заявителя;
• адрес места жительства заявителя (физического лица);
• имеющиеся у заявителя сведения о лице, в отношении которого подается заявление;
• описание нарушения антимонопольного законодательства;
• существо требований, с которыми обращается заявитель;
• перечень прилагаемых документов.
К заявлению нужно приложить документы, свидетельствующие о признаках нарушения антимонопольного законодательства. Если таких документов нет, следует указать причину их непредставления, а также предполагаемые лицо или орган, которые могут выдать такие документы (ч. 2 ст. 44 Закона № 135-ФЗ).
Особое внимание заявителей ФАС обращает на необходимость проставления личных подписей заявителя или его представителя на копиях документов, представляемых на бумаге. Если документы электронные – обязательна электронная подпись заявителя или представителя (п.п. 3.7, 3.9 Административного регламента).
Ответ:
Закон гарантирует родственникам, законным представителям умершего, что тело будет содержаться в морге бесплатно до 7 суток. Если же похороны приходится отложить, то срок может быть продлен до 14 дней. Кроме того, согласно действующего законодательства, некоторые услуги морга должны предоставляться бесплатно:
обмывание и одевание покойного;
укладывание в гроб и вынос гроба для выдачи родственникам или законным представителям.
Обращаясь в морг, следует ознакомиться с перечнем всех бесплатных и платных услуг, которые должны быть перечислены в прейскуранте. Если за те услуги, которые должны предоставляться бесплатно, в государственном морге требуют заплатить определенную сумму, Вы имеете право заявить о незаконности таких действий и пригрозить жалобой в соответствующие органы. Если Вам не показывают прейскурант услуг, Вы должны предупредить сотрудников морга, что будете обращаться в прокуратуру, с жалобой на вымогательство. Необходимо попросить предоставить чек с подробным описанием оказываемых услуг. Чек впоследствии будет являться доказательством и даст возможность оспорить незаконные действия работников морга. Если Вам не предоставили чек, оформите это актом с привлечением показаний свидетелей, которые при этом присутствовали и могли бы подписать данный акт. При отсутствии чека или акта, при обращении в прокуратуру Вы не сможете доказать, что Вам не дали требуемые документы об оплате наличными деньгами за оказанные услуги.
Ответ:
Перезахоронение останков умерших осуществляется в соответствии с СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», утвержденными Постановлением от 28.06.2011 № 84 Главного государственного санитарного врача Российской Федерации.
Кроме того, при проведении перезахоронения останков умерших, лица, осуществляющие перезахоронения, руководствуются постановлениями, распоряжениями, приказами исполнительных органов государственной власти городского или районного уровня, либо органов местного самоуправления, а также приказами, распоряжениями и инструкциями организации,осуществляющей перезахоронение останков умерших.
В целях установления причин и порядка перезахоронения останков Ваших родственников с одного участка кладбища на другой не по вашей инициативе рекомендуем в письменной форме обратиться к руководству организации, осуществляющей оказание ритуальных услуг на данном кладбище, со следующими вопросами:
1. Указать причину необходимости перезахоронения останков.
2. Почему родственников не известили письмом о предстоящем перезахоронении?
3. Проверить наличие акта о произведенном перезахоронении останков.
В случае, если Вы не будете удовлетворены полученным ответом в полной мере, то можете потребовать, в целях обнаружения гроба с останками, осуществить прощупывание места захоронения останков с составлением акта по результату проверки.
В случае, если Вы не будете удовлетворены ответом на обращение, вы можете обратиться в Прокуратуру.
Ответ на вопрос:
В соответствии с ч.1 ст.36 Градостроительного кодекса неотъемлемым элементом правил землепользования и застройки являются градостроительные регламенты, которые определяют правовой режим земельных участков. Существует карта градостроительного зонирования и перечень территориальных зон, выделенных на карте градостроительного зонирования - Зона специального назначения (СН):
СН-1 – Зона, занятая кладбищами.
Земли с разрешенным видом использования «ритуальные услуги» - нет. Если у Вас есть свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок с разрешенным видом использования, с этим документом обращаетесь в Администрацию вашего города, где Вам подскажут алгоритм ваших действий по строительству «колумбарных стенок».
Однако в настоящее время законодательство Российской Федерации ( Гражданский, Земельный и Градостроительный кодексы и Закон о погребении и похоронном деле) не предусматривают строительство частных колумбариев.
Проект Федерального закона «О похоронном деле в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации , внесенный в Правительство РФ, Минстроем РФ предусматривает, что колумбарии могут быть частными. С принятием вышеуказанного Закона можно смело приступать к строительству колумбарных стенок.
Ответ на вопрос:
Для того, чтобы осуществлять деятельность по оказанию ритуальных услуг населению, а именно оказывать услуги по транспортировке умерших Вам необходимо, в первую очередь, проанализировать состояние рынка данных ритуальных услуг в вашем городе и принять к сведению, что в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения городских округов.
Оказание ритуальных услуг регламентировано Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Ритуальные перевозки включают в себя перевозку тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий), а также перевозку лиц, участвующих в процессе погребения.
Кроме того, существует вывоз тела (останков) умершего из дома в морг (останкохранилище), а также вывоз тела (останков) умершего не имеющего супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего (не востребованного умершего).
Для предоставления данной услуги населению Вам необходимо приобрести специальный автотранспорт (автокатафалк), удовлетворяющий требованиям к перевозке тел умерших.
Данный вид ритуальной услуги должен соответствовать требованиям Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.2882-11«Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.06. 2011.
Документально от Вас потребуется:
- оформление Вашей деятельности, как индивидуального предпринимателя в соответствии с действующим законодательством, либо регистрация юридического лица;
- оформление автотранспорта в соответствии с требованиями ГИБДД;
- оформление автотранспорта в соответствии с требованиями Российской Транспортной Инспекции Министерства Транспорта Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии - специального разрешения на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданного лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
Ответ на вопрос:
Сроки производства похорон:
Православные – на третий день после смерти тело предается земле.
Католики – определенного срока не предусмотрено.
Протестанты – определенного срока не предусмотрено.
Иудеи – как можно скорее, в целом, в течение 24 часов, но запрещено проводить в дни Шаббата и праздничные дни.
Мусульмане – как можно скорее, в целом, в течение 24 часов или 48 часов
Ответ на вопрос:
В связи с тем, что ваш вопрос не конкретен, то ответ будет об общих положениях по аренде нежилых помещений учреждений, в т.ч. здравоохранения.
Глава 19 Гражданского Кодекса (ст.296-298) определяет, что государственное или муниципальное предприятие, а также учреждения владеют, пользуются и распоряжаются принадлежащим им имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаться этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Если Вы считаете, что площади в больницах сдаются в аренду коммерческим организациям, нарушая при этом установленный законом порядок, напишите письмо в Управление здравоохранения, с просьбой дать ответ, на основании каких нормативных актов предоставлялась аренда помещений данной (ым) организациям.
Если у Вас есть факты, подтверждающие незаконную аренду помещений в морге, обратитесь в Федеральную антимонопольную службу по Иркутской области с просьбой проверить законность данной аренды помещений.
Ответ на вопрос:
Ранее морги предоставляли в аренду помещения организациям, занимающимся оказанием ритуальных услуг. Ритуальные организации при моргах пользовались своим положением, получали от сотрудников больниц информацию об умерших, что является нарушением закона о конкуренции.
Во многих субъектах РФ медицинские организации отказывают организациям, оказывающим ритуальные услуги в продлении аренды и аренде помещений при моргах.
Проект Федерального закона «О похоронном деле в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленный Минстроем в Правительство России, абзац второй статьи 21 предусматривает «запрещается размещение пунктов приема заказов в медицинских учреждениях».
1.Свидетельство о смерти;
2.Акт или справка от компании, осуществлявшей ритуальные услуги, имеющей лицензию, с указанием, что в урне отсутствуют посторонние вложения;
3.Справка о кремации;
Документы должны быть переведены на язык той страны, куда въезжаете, переводы должны быть заверены нотариально
Для оказания услуг и подготовки умершего к захоронению ритуальная компания заключает договор с родственниками (заказчиком), в котором заказчик должен указать, что он отказывается от всех услуг морга по подготовке тела к похоронам и просит выдать тело для дальнейшего совершения его туалета в вашей компании.
Согласно приказу Министерства здравоохранения СССР персоналу морга запрещено брать плату за услуги, связанные с туалетом и выдачей трупа, но зачастую происходит иначе, поэтому родственники обращаются в ритуальные компании, которые имеют похоронные дома или помещения для хранения тел умерших и подготовки их к похоронам.
Требования судебно-медицинского эксперта о предоставлении документов, выданных Роспотребнадзором, разрешающих проводить подобные мероприятия, не правомочны и не основаны на законе.
В дальнейшем, если будут какие-либо препятствия со стороны работников судебно-медицинской экспертизы, обращайтесь в комитет (отдел) здравоохранения за разъяснениями или в прокуратуру.
при захоронении гроба с телом глубину могилы следует устанавливать в зависимости от местных условий (характера грунтов и уровня стояния грунтовых вод); при этом глубина должна составлять не менее 1,5 м (от поверхности земли до крышки гроба). Во всех случаях отметка дна могилы должна быть на 0,5 м. выше уровня стояния грунтовых вод.
Глубину могил следует делать не более 2-2,2 м.
Надмогильную насыпь следует устраивать высотой 0,3-0,5 м. от поверхности земли.
Для реализации алкогольной продукции необходимо получение лицензии.
П.2.3.2.1. «подготовка и выдача трупов для погребения входит в обязанности санитаров морга. Запаивание металлического(цинкового) гроба не входит в их обязанности»
П.2.3.2.2. «Санитарам морга запрещается взимание платы за услуги, связанные с туалетом и выдачей трупа». По моим сведениям этот приказ не отменялся.
Однако позже в изданных документах по вопросу, касающемуся порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации, Приложение №1 Правила приема, регистрации. Хранения и выдачи трупов в судебно-медицинских моргах было изъято, т.е. не печаталось.
См. Приказ Минздравсоцразвития России от 12.05.2010 г. № 362-н «Об утверждении порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации» П.12 Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях РФ».
Можете обратиться в свой городской или районный комитет (отдел) здравоохранения, чтобы Вам дали официальный ответ по данному вопросу.
В новом СанПин 2.1.2882-11 эта норма не указана.
В связи с тем, что Вы организуете ООО по оказанию ритуальных услуг и доставке тел умерших в морг, Вы должны иметь специализированный транспорт, отвечающий требованиям стандартов, технических условий, других нормативных документов, оборудованный всем необходимым для транспортировки умерших и обеспечивающий надлежащее качество выполняемых работ по транспортировке умерших в морг. Требования к такому автотранспорту можете получить только в ГИББД вашего города.
На поставленные Вами вопросы сложно дать четкие ответы, так как это проект закона и на протяжении года содержание некоторых статьей менялось, кроме того еще будет обсуждение данного проекта в Государственной думе Российской Федерации.
О вопросе на будущее. Торговля похоронными принадлежностями не подлежит лицензированию, поэтому этой деятельностью Вы сможете заниматься в любом субъекте Российской Федерации.
Основанием для производства работ по эксгумации останков является постановление правоохранительных органов (Следственного комитета) для проведения следственных действий (судебно-медицинской экспертизы).
Все расходы, понесенные при производстве по уголовному делу в уголовном процессе, являются процессуальными издержками. Это понятие закреплено в ч.1 ст.131 УПК РФ: «Процессуальными издержками являются, связанные с производством по уголовному делу расходы, которые возмещаются за счет средств федерального бюджета либо средств участников уголовного судопроизводства».
Расходы, связанные с эксгумацией и захоронением трупа, несет правоохранительный орган государства, на службе в котором находится должностное лицо, производящее расследование по данному уголовному делу и принявшее решение об эксгумации за счет средств, выделенных на расследование преступлений.
В Санкт-Петербурге между правоохранительным органом и специализированной службой заключается договор и согласуется смета на оказание услуг по эксгумации останков и повторному перезахоронению.
Если помещение выведено в нежилое, то можете в нем открыть офис по приемке заказов и магазин ритуальных принадлежностей.
В соответствии с пунктом 33 приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06 июня 3013 г. № 354н «О порядке проведения паталого-анатомических вскрытий»: после завершения паталого-анатомического вскрытия тело умершего выдается для погребения супругу, близким родственникам (детям, родителям, усыновленным, усыновителям, родным сестрам, внукам, дедушкам, бабушкам), иным родственникам либо законному представителю умершего, а при отсутствии таковых - иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего.
Для получения тела необходимо иметь паспорт умершего и паспорт лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего.
В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2003 № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» многофункциональными центрами оказания государственных услуг Санкт-Петербурга, а также отделами социальной защиты населения осуществляется назначение единовременной социальной компенсации на погребение малоимущим семья или малоимущим одиноко проживающим гражданам.
Семьям (одиноко проживающим гражданам), среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного Правительством Санкт-Петербурга, взявшим на себя обязанность осуществить погребение на возмездной основе, выплачивается единовременная социальная компенсация на погребение в размере разности между стоимостью услуг, предоставляемых на безвозмездной основе согласно гарантированному перечню услуг по погребению, и размером полученного социального пособия на погребение.
Для оформления компенсации на погребение Вам необходимо, не позднее 7 месяцев со дня погребения, обратиться в органы социальной защиты населения по месту жительства или многофункциональный центр оказания государственных услуг по месту жительства с заявлением.
При себе иметь свидетельство о смерти, оплаченные счета на услуги по погребению и справку о получении социального пособия на погребение.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.06.2013 г. № 354н утвержден Порядок проведения патолого-анатомических вскрытий в патолого-анатомических бюро (отделениях).
Действие настоящего Порядка не распространяется на отношения, связанные с проведением судебно-медицинской экспертизы трупа, донорством органов и их трансплантацией (вскрытием), а также с передачей невостребованного тела, органов и тканей умершего человека для использования в медицинских, научных и учебных целях.
Пункт 3 вышеуказанного Порядка устанавливает: « по религиозным мотивам при наличии письменного заявления супруга или близкого родственника, а при их отсутствии иных родственников либо законного представителя умершего или при изъявлении самого умершего, сделанном при жизни, патолого-анатомическое вскрытие не производится, за исключением случаев:
1) подозрения на насильственную смерть;
2) невозможности установления заключительного клинического диагноза заболевания, приведшего к смерти, и (или) непосредственной причины смерти;
3) оказания умершему пациенту медицинской организацией медицинской помощи в стационарных условиях менее одних суток;
4) подозрения на передозировку или непереносимость лекарственных препаратов или диагностических препаратов;
5) смерти:
а) связанной с проведением профилактических, диагностических, инструментальных, анестезиологических, реанимационных, лечебных мероприятий, во время или после операции переливания крови и (или) ее компонентов;
б) от инфекционного заболевания или при подозрении на него;
в) от онкологического заболевания при отсутствии гистологической верификации опухоли;
г) от заболевания, связанного с последствиями экологической катастрофы;
д) беременных, рожениц, родильниц (включая последний день послеродового периода) и детей в возрасте до двадцати восьми дней жизни включительно;
6) рождения мертвого ребенка;
7) необходимости судебно-медицинского исследования.
Разрешение на выдачу тела без вскрытия принадлежит главному врачу или его заместителю по лечебной части, а в период отсутствия - дежурному врачу больницы. Заявление пишется в простой форме на имя главного врача. В заявлении необходимо указать на просьбу выдать тело умершего без проведения патолого-анатомического вскрытия, по религиозным мотивам. В случае если врачи не могут установить клинический диагноз заболевания или непосредственную причину смерти, они имеют право произвести вскрытие умершего.
Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ регламентирует медицинские мероприятия, осуществляемые в связи со смертью человека, проведение патолого-анатомических вскрытий, использование тела, органов и тканей умершего.
Анализируя вышеприведенное можно сделать вывод, что пункт 1 статьи 5 Закона о погребении «о согласии или несогласии быть подвергнутым патолого-анатомическому вскрытию, а также о согласии или несогласии на изъятие органов и (или) тканей из его тела» не выполняется в связи с тем, что Закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ обладает большей юридической силой по сравнению с Законом от 12.01.1996 г «№ 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».
Кроме того, пункт 1 статьи 9 «Исполнение волеизъявления умершего о погребении» нового проекта Федерального Закона «О похоронном деле в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливает, что на территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируется погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно земельного участка для захоронения останков умершего в соответствии с настоящим Федеральным Законом.
В пункте 2.10 вышеуказанного Постановления прописано «расстояние от зданий и сооружений, имеющих в своем составе помещения для хранения тел умерших, подготовки их к похоронам, проведения церемонии прощания до жилых зданий, детских (дошкольных и школьных), спортивно-оздоровительных, культурно-просветительных учреждений и учреждений социального обеспечения должно составлять не менее 50 м.»
Отдельно стоящее здание, в котором находится КАФЕ, не относится ни к одному из перечисленных в п.2.10 зданий.
Однако если смотреть с этической точки зрения – правильно ли будет, когда люди придут в КАФЕ перекусить, пообедать, а в 2-х шагах от них будет находиться покойник. Если Вы в будущем планируете в этом КАФЕ проводить только поминки – это один бизнес. Если планируете вести в одном здании два бизнеса (КАФЕ в обычном смысле этого слова и зал прощания), необходимо знать экономическую выгоду этих 2–х бизнесов.
Кроме того, так как мы не знаем планировку вашего здания, в котором находится КАФЕ, рекомендуем Вам обратиться в Роспотребнадзор вашего города. Разрешат ли они нахождение пищеблока и останков умершего в одном здании.
В соответствии подпункта 3.12 Положения об организации ритуальных услуг, порядке создания и содержания мест погребения и захоронения на территории муниципального образования «город Ульяновск», утвержденного Постановлением Мэрии города Ульяновска от 21.09.2011 г. № 4219 (с изменениями на 31 октября 2013 г.):
«Намогильные сооружения не должны по высоте превышать следующие максимальные размеры:
памятник над захоронением -2,0 м;
ограды – 0,5 м;
цоколи – 0,18 м.
Надгробные сооружения устанавливаются в пределах отведенного земельного участка.»
Вес памятника в нормативных документах не прописан, он может быть любым, но при его установке должны быть соблюдены параметры материалов, конкретные грунты, в связи с этим могут быть разные требования к фундаментам.
В Санкт-Петербурге руководителем каждого кладбища утверждены технологические процессы по установке намогильного сооружения: градация до 50,100, 150 кг и т.д. и цена установки зависит от сложности конструкции, размеров, веса, трудности доставки к месту установки.
Намогильные сооружения устанавливаются по согласованию с администрацией кладбищ и регистрируются в «Книге регистрации установки надгробий».
Вы выиграли конкурс на содержание и эксплуатацию кладбищ. Каким образом Администрация города доверила Вам производить отвод мест для захоронений: письменно (на основании какого-то документа) или устно?
В связи с тем, что конкурс на осуществление услуг по погребению не проводился, Администрация города не имела права передавать функции органа местного самоуправления любому хозяйствующему субъекту.
Согласно пункту 1 статьи 7 Закона о конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и совершать действия, ограничивающие самостоятельность хозяйствующих субъектов, создающие дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты имеют своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов, необоснованно предоставлять отдельному хозяйствующему субъекту льготы, ставящие его в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынке ритуальных услуг.
Позиция ФАС России, отражена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.09.2008/07 по делу № А33-9227/2006 Арбитражного суда Красноярского края, согласно которой осуществление хозяйствующим субъектом функций выделения земельных участков под захоронения, контроль за соблюдением порядка захоронений, противоречит законодательству.
Таким образом, из анализа приведенных выше норм следует, что передача функций органа местного самоуправления хозяйствующему субъекту по отведению земельных участков под захоронение, по регистрации и учету захоронений является нарушением требований части 3 статьи 15 Закона о конкуренции.
В данном случае конкурирующая организация права, она имеет право обжаловать действия Администрации города, если они издавали документ по обсуждаемому вопросу, или Ваши действия.
Для организаций, торгующих непродовольственными товарами, существует достаточно большое количество нормативной документации и санитарно-эпидемиологических требований, которые необходимо соблюдать.
Работники обязательно должны проходить предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в дальнейшем) профилактические осмотры. Работники, отказывающиеся от прохождения медицинских осмотров, не допускаются к работе.
Кроме того, необходимо учесть то обстоятельство, что строительство и сдача в эксплуатацию таких объектов как морг осуществляется в соответствии с действующим законодательством на основании разрешения на строительство.
Порядок оформления разрешения на строительство.
Заказчик выполняет:
1.Заказчик пишет в КГА (Комитет по градостроительству и архитектуре или иной орган отвечающий за градостроительную деятельность) письмо с просьбой о разрешении выполнения строительных работ (новое строительство, реконструкция с расширением, реконструкция с изменением конструкций).
2.Получает в КГА разрешительное письмо на предпроектные проработки с указанием организаций, в которых надо получить техусловия и с кем согласовать предпроектные предложения (СЭС, пожарники, садово-парковое, Охрана окружающей среды и все, кто давал техусловия).
3. Получает техусловия по письму КГА.
Проектная организация выполняет:
1. Разрабатывает предпроект с указанием основных планировочных и конструктивных решений.
2. Предпроектные проработки согласовывает со всеми указанными КГА организациями (СЭС, пожарники, садово-парковое, Охрана окружающей среды и все, кто давал техусловия)
3. После согласованного предпроекта КГА выдает АПЗ (архитектурно-планировочное задание) на разработку проекта.
Проект включает в себя все необходимые разделы: АР (архитектура), строительные (КЖ, КМ), водоснабжение и канализация(ВК), электроснабжение и т. д.
4. Проект согласовывается со всеми указанными в АПЗ организациями.
5. По проекту получаем заключение вневедомственной экспертизы.
По выполненному, согласованному проекту работают строители, получив разрешение в ГАТИ (государственная архитектурно-техническая инспекция).
По окончанию строительства (Реконструкции) объект принимает государственная комиссия, разрешение в ГАТИ закрывается.
На основании акта приемки в эксплуатацию объект ставится на баланс заказчика.
Также, на основании акта заказывается документация в ПИБ. После чего, в случае реконструкции вносятся изменения.